10 ОШИБОК и 10 ПРАВИЛ автоматизации звуков:
1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит не четко. Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно, четко при много кратном повторении.
2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.
Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.
Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.
Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:
звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
губно-зубные звуки (В, Ф);
сонорные звуки (Р, Л);
заднеязычные звуки (К, Г, Х).
При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно: звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных; звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных; звуки Д, Т и сонорные звуки.
4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).
Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных. Последовательность автоматизации звуков:
Автоматизация звука в слогах:
открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах:
в начале слова (шапка, шея);
в конце слова (камыш, финиш);
в средине слова (ошибка, машина);
в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу). Автоматизация звука в стихотворениях. Автоматизация звука в скороговорках. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.
Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел, как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных этапах необходимо утрированно выделять звук (например: Ш-Ш- Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).
6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.
Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.
7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.
Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, никакие звуки вы ребенку не автоматизируете.
8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.
Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком. 9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.
Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.
Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией). У детей с ФФНР невозможно автоматизировать звук, не научив его различать среди других звуков.