Консультация учителя – логопеда

Консультация учителя – логопеда

        10 ОШИБОК и 10 ПРАВИЛ автоматизации звуков:

1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит не четко.                                                                                          Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно, четко при много кратном повторении.

2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);

губно-зубные звуки (В, Ф);

сонорные звуки (Р, Л);

заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно: звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных; звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных; звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных. Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

открытых слогах (ША, ШО, ШУ);

закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);

в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

в начале слова (шапка, шея);

в конце слова (камыш, финиш);

в средине слова (ошибка, машина);

в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу). Автоматизация звука в стихотворениях. Автоматизация звука в скороговорках. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел, как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных этапах необходимо утрированно выделять звук (например: Ш-Ш- Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, никакие звуки вы ребенку не автоматизируете.

8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком. 9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией). У детей с ФФНР невозможно автоматизировать звук, не научив его различать среди других звуков.