Адаптация – приспособление человека к окружающим условиям. Адаптация включает:
- Приспособление организма к устойчивым изменяющимся условиям среды.
- Приспособление к ближайшему социальному окружению, взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
Адаптация делится на:
- легкую;
- средней тяжести;
- тяжелую.
Адаптация легкая: когда отрицательное эмоциональное состояние малыша длится не долго. В течение первого месяца после поступления в ясли нормализуется настроение, сон, аппетит.
Адаптация средней тяжести: эмоциональное состояние малыша нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, респираторными инфекциями.
Адаптация тяжелая – самая нежелательная. Эмоциональное состояние нормализуется очень медленно. Иногда этот процесс длится несколько месяцев. В этот период ребенок либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями, либо ребенок проявляет стойкое нарушение поведения (плачет, зовет маму, старается спрятаться, сидит в приемной и т.д.) тяжелая адаптация отрицательно влияет на состояние здоровья и на развитие детей.
Труднее всего адаптируются к новым условиям дети с 1 года до 2 лет. После 2 лет значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, малыши становятся более любознательными, их можно заинтересовать игрушками, занятиями. Дети лучше понимают речь взрослых, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми.
Объективными показателями окончания периода адаптации являются:
- Спокойный, продолжительный сон.
- Хороший аппетит.
- Бодрое эмоциональное состояние.
- Ребенок легко идет на контакт с взрослыми.
- Ребенок ищет общения со сверстниками.
- Проявляет интерес к окружающему.
- Осваивает все пространство групповой комнаты, участка, не боясь удаляться от взрослых.
- У ребенка полное восстановление имеющихся привычек и навыков.
- Активное поведение.
- Соответствующая возрастная прибавка в весе.
Адаптационная программа имеет цели:
- Создать комфортное, безболезненное психологическое состояние детей, обеспечить естественный процесс адаптации детей раннего возраста.
- Сохранить психолого-эмоциональное благополучие детей в период адаптации.
- Снять напряжение родителей, вызванное тревогой за своего малыша в адаптационный период.
- Скоординировать взаимодействие всех служб дошкольного учреждения и семьи по оказанию помощи ребенку в период адаптации.
- Создать атмосферу сотрудничества воспитателей с родителями.
- Сформировать у родителей положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением.
- Программа предусматривает выполнение всех ее положений общими усилиями администрации, педагогов, родителей, психолога, медицинских работников.