РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У «ЖЕМЧУЖИНОК»
Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной зоны мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны мозга.
Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
В настоящее время мы уделяем большое внимание проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребёнок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или слабо подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Основные направления работы по совершенствованию мелкой моторики с детьми:
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Запускать пальцами мелкие «волчки».
- Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки.
- Сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»).
- Делать кулачки мягкими и твёрдыми (напрягать и расслаблять).
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе одними пальцами.
- Собирать все пальцы в щепотку.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узелки на шнурке, на верёвке.
- Застёгивать (расстёгивать) пуговицы.
- Играть с конструктором, мозаикой.
- Складывать матрёшек Рисовать в воздухе.
- Мять руками поролоновые шарики, губки.
- Сжимать наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки (с заданным направлением водной струи).
- Рисование, раскрашивание, штриховка.
- Плетение, шитье, вышивание.
- Аппликации.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами)
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
- Застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
- нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни:
- переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку
- то же самое, но на одном стакане сделать метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налить заведомо больше воды пересыпание крупы из одной ёмкости в другую
- чистка зеркал, обуви уход за растениями в помещении и на улице
- подметание пола
- разделение сыпучих веществ
- складывание салфеток
- чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки
- мытье посуды под присмотром взрослого
Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является простота и универсальность, отсутствие каких либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.
Ваш учитель-логопед Ташлыкова Е.В.