Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

                     РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У «ЖЕМЧУЖИНОК»

Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной зоны мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны мозга.

Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

В настоящее время мы уделяем большое внимание проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребёнок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или слабо подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Основные направления работы по совершенствованию мелкой моторики с детьми:

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Запускать пальцами мелкие «волчки».
  • Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки.
  • Сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»).
  • Делать кулачки мягкими и твёрдыми (напрягать и расслаблять).
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе одними пальцами.
  • Собирать все пальцы в щепотку.
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Завязывать узелки на шнурке, на верёвке.
  • Застёгивать (расстёгивать) пуговицы.
  • Играть с конструктором, мозаикой.
  • Складывать матрёшек  Рисовать в воздухе.
  • Мять руками поролоновые шарики, губки.
  • Сжимать наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки (с заданным направлением водной струи).
  • Рисование, раскрашивание, штриховка.
  • Плетение, шитье, вышивание.
  • Аппликации.
  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами)
  • Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
  • Застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)
  • Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)
  • Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
  • нахождение заданных предметов,  угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни:

  • переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку
  • то же самое, но на одном стакане сделать метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налить заведомо больше воды пересыпание крупы из одной ёмкости в другую
  • чистка зеркал, обуви  уход за растениями в помещении и на улице
  • подметание пола
  • разделение сыпучих веществ
  • складывание салфеток
  • чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки
  • мытье посуды под присмотром взрослого

Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является простота и универсальность, отсутствие каких либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

                                                  Ваш учитель-логопед Ташлыкова Е.В.

dscn4764

dscn4765

dscn4766