Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Ребенок характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Процесс адаптации, привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья.
Перед психологом дошкольного учреждения стоит задача – обеспечить психологическое сопровождения ребёнка и семьи на всех этапах адаптации, так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.
В этот период родителям оказывается помощь в подготовке и привыкании к дошкольному учреждению. Организованная деятельность в период адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель, в которую включены все участники этого процесса: и дети, и родители, и педагоги, т. к адаптация не односторонний процесс, адаптируется каждая из сторон. Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательность её этапов.
I Подготовительный этап
- Работа с воспитателями младших групп:
Консультирование воспитателей по проведению периода адаптации
Заполнение листов адаптации
Разработка индивидуальной схемы введения ребёнка в группу д/с.
Составление графика приёма детей в группу
д/c «Солнышко» группа «Почемучки» воспитатель Ольга Михайловна Дроздова
- С детьми
Наблюдение за ребёнком
Проводится в форме игры в кабинете психолога. Важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша, поэтому первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье.
В кабинете психолога всегда интересно…
- С родителями
Встречи с родителями и ребенком проводятся в августе,когда есть ещё возможность изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки. Цель: Выявить особенности семейного воспитания и дать индивидуальные рекомендации по подготовке конкретного ребёнка к поступлению в д/с. Проконсультировать родителей о том, что перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является для ребёнка очень трудной задачей.
Родительское собрание
Психолог знакомит родителей с возрастными особенностями детей, вариантами течения адаптации, рассказывает, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом).
Анкетирование родителей.
Цель: Выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, кормления, укладывания на сон, индивидуальные привычки и особенности – вся информация о ребёнке, которая поможет воспитателям установить с ним контакт.
II Основной этап
- С воспитателями
Ведение листов адаптации (ежедневно)
Встречи – обсуждения течения адаптации
Обсуждаем (2 р в неделю) течение адаптации у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания – залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.
Во время основного периода главное в работе психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог – ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель- ребёнок в группе детей.
Помощь в установлении контакта с родителями
Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.
Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей.
Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.
С детьми Психологическая поддержка детей.
Обычно переход в новую обстановку – кабинет психолога, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.
Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками.
Это с отдельными детьми, которые проявляют полную пассивность.
Обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов. Обучение предметным действиям.
- С родителями
Психологическая поддержка тем родителям, кто в ней нуждается.
Цель: дать возможность родителям рассказать о своих опасениях, выяснить тревожащие их вопросы.
Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.
Помощь в установлении контакта с воспитателями Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.
Индивидуальное консультирование.
При возникновении новых проблем в общении с ребёнком или родители рассказывают о своих ранее скрываемых опасениях или тревоге, связанной с развитием ребёнка.
III Заключительный этап
- С воспитателями
Анкетирование
Выявление положительного опыта, трудностей, предложения администрации и специалистам по совершенствованию организации периода адаптации.
Собеседование-оценка уровня адаптированности детей к детскому учреждению.
Выявляется общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения с взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Выявление детей, вызывающих тревогу, для углублённой диагностики.
Выявление трудных родителей для проведения индивидуальных бесед.
- С детьми
Занятия по адаптации с детским коллективом.
Цель:Создать положительный эмоциональный настрой в группе, снизить импульсивность, тревогу, агрессию.
Диагностика детей, требующих внимания (дети с проблемами в поведении; дети с проблемами в усвоении программы).
Планирование коррекционной работы: (консультация психолога; индивидуальные коррекционные занятия – песочная терапия, сказкотерапия,куклотерапия,ИЗО -терапия).
- С родителями
Анкетирование
Оценка родителей того, как ребёнок привыкал к д/с, каково состояние ребёнка на сегодняшний день, оценка работы администрации и персонала группы в адаптационный период.
Индивидуальное консультирование (по желанию родителей или просьбе воспитателей).
Критериями оценки эффективности технологии психологического сопровождения детей на всех этапах адаптационного периода служат следующие показатели:
Наблюдение за изменениями психоэмоционального состояния детей в период привыкания к детскому саду. Анализ показателей степени адаптации к детскому саду детей раннего возраста.
Анкетирование родителей по итогам адаптационного периода
Диагностика уровня адаптированности к детскому саду детей раннего возраста.
Примерно через 3-4 недели мы наблюдаем у детей инициативность, самостоятельную активность на фоне благополучного, комфортного психического состояния.
У части детей отмечаем адаптацию средней тяжести, когда эмоциональное состояние нормализуется более медленно, ребёнок заболевает на протяжении периода привыкания, но заболевание (обычно ОРВИ протекает без осложнений).
Положительным считаем тот факт, что тяжёлую форму адаптации, когда эмоциональное состояние не стабилизируется на протяжении месяцев, а ребёнок переносит повторные заболевания с осложнениями, мы фиксируем не часто в работе нашего детского сада.
Успешность нашей работы подтверждается и положительной оценкой родителей организации периода адаптации в детском саду. Анкетирование проводится в кабинете психолога, анонимно, родители оценивают организацию работы группы, внимательность персонала, изменения в поведении ребёнка в конце периода адаптации.
Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение детей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности ребёнка на таком нелёгком и важном этапе дошкольного детства.
Подготовила: Педагог-психолог: Хатова Елена Борисовна