«Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения».
25 сентября педагоги «Уриковского детского сада комбинированного вида» собрались в музыкальном зале на педагогический час.
Старший воспитатель Брянская Е.И. рассказала педагогам о предстоящей работе в 2019-2020 учебном году. На основании плана работы МКУ ИРМО «РМЦ», в целях повышения профессионального уровня, трансляции опыта работы все педагоги образовательных организаций Иркутского района будут участвовать в работе муниципальных ассоциаций педагогов.
Брянская Е.И. назначена руководителем муниципальной ассоциации для педагогов ДОО по направлениям «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Елена Ильинична отметила, что педагоги должны помочь воспитанникам овладеть речью как средством общения и культуры; должны обогащать активный словарь детей; работать по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. И что особенно важно развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух у детей.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Все составные компоненты звуковой культуры являются предпосылками и условием для реализации коммуникационной функции языка.
Во второй части педагогического часа учитель-логопед Ташлыкова Е.В. провела мастер-класс для педагогов «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения» с целью актуализации знаний педагогов в этом направлении, обучения игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повышения уровень компетентности по оказанию результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения.
Педагоги вспомнили, что от правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (учителя-логопеда, педагогов и родителей).
Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Все педагоги с удовольствием попробовали сами выполнить артикуляционную гимнастику в соответствии с методикой выполнения. Многие поняли, что это очень сложно и интересно.
Педагоги в ходе мастер-класса пришли к выводам, что регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепит мышечную систему языка, губ, щёк;
– научит ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
– увеличит амплитуду движений;
– уменьшит напряжённость артикуляционных органов;
-подготовит артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Елена Ильинична пригласила педагогов принять участие в работе ассоциации, работу которой она курирует, делится новинками в области речевого развития детей и опытом проведения артикуляционной гимнастики.